В поисках рецепта эффективной в управлении и прибыльной планограммы ритейлеры пересматривают существующие подходы. Так, например, «Перекрёсток» с помощью ИТ-решений разрабатывает уникальные программы под все свои торговые точки.
Наталья Арисова, руководитель мерчандайзинга, «Перекрёсток», поделилась, что «эффективность выкладки обеспечивается за счет того, что ассортиментные матрицы подстраиваются под особенности конкретной локации, а выкладка – под конкретные покупательские привычки». А Давид Свядосц, руководитель продукта цифровизации мерчандайзинга, «Перекрёсток», уточнил, что работа по построению планограмм представляет процесс, состоящий из нескольких этапов – от кластеризации магазинов по продажам и окружению до QR-кодирования стеллажей, благодаря которому сотрудники получают актуальную информацию по выкладке.
Пересматривают свой подход к управлению полкой и в сети «Дикси». Команда управления торговым пространством и мерчандайзингом все больше опирается на данные о продажах, ассортименте и покупателях.
Владислав Базаев, руководитель управления торговым пространством «Дикси», отметил, что для построения эффективной системы мерчандайзинга торговая сеть делает акцент на следующих аспектах:
- Аналитика продаж и потребительского поведения. Использование BI-систем и больших данных для прогнозирования спроса и планирования выкладки и зонирования магазинов на основе исторических данных о продажах и поведении клиентов.
- Управление запасами и цепочками поставок. Применение ERP-систем для обеспечения наличия нужных товаров, корректного расчета МПЗ и минимизации издержек на хранение, а также снижения рисков дефицита.
- Персонализация и таргетинг. CRM-системы и AI-рекомендации для предоставления персонализированных предложений, увеличения вероятности покупки и лояльности клиентов. Использование видеоаналитики для оценки поведения покупателей в магазине.
- Оптимизация выкладки товаров. Инструменты автомерчандайзинга и 3D-моделирования для эффективного использования торгового пространства и улучшения видимости товаров, удобства коммуникации с полкой.
«Все это помогает нам создать адаптивную и эффективную систему мерчандайзинга, соответствующую потребностям бизнеса и клиентов», – говорит Владислав Базаев.
Изменения в работе с планограммой происходят и в сети «Лента». На сессии, которую организовала Ассоциация АМА на Neva Buyers Week 2024, директор по мерчандайзингу и управлению торговым пространством Марина Андронаки рассказала о внедрении схемограмм – схематичных изображений выкладки товарных блоков на торговом оборудовании. Вместо подробного описания того, как на полке должны быть выставлены SKU, в схемограмме отражены лишь бренды и доля их полочного пространства, а также обозначены места для выкладки СТМ сети.
Такой подход позволил «Ленте» в два раза сократить трудозатраты на поддержание выкладки, а также на составление планограмм. Схемограммы нужно обновлять в два раза реже, при этом скорость их выпуска выше на 25%.
Таким образом, мы видим, как в ритейле упрощается полка. Планограмма перестает быть правилом, которое нужно соблюдать, а превращается в гибкую схему, которую можно наполнять в зависимости от особенностей торговой точки и локации, а также имеющегося в наличии ассортимента, встраивать новинки, управлять остатками.
С другой стороны, процесс планировки торгового пространства и оборудования, построение планограмм становится все более сложным процессом, который опирается на огромный массив данных, и такая работа требует значительной автоматизации.