Елена Кузина, руководитель отдела аутсорсинга торговых команд «Градуса» приняла участие в вебинаре Ассоциации мерчандайзинговых агентств для участников Руспродсоюза.
Вебинар «Тенденции в выборе стратегии и механики мерчандайзинга в 2023. Взгляд в будущее» для Руспродсоюза

Эксперты рынка мерчандайзинга обсудили ключевые вопросы, волнующие производителей товаров:
- какие тенденции наблюдаются в секторе сейчас и чего стоит ожидать в 2024 году
- какую стратегию продвижения продукта стоит выбрать в условиях переходного периода в экономике страны
- как определить стоимость мерчандайзинга и эффективность используемых инструментов
На вебинаре Елена Кузина рассказала об основных трендах в мерчандайзинге, обозначила ключевые ориентиры в выборе стратегии продвижения, а также подходы к оценке её эффективности. Характерными тенденциями для мерчандайзинга в 2023 году, которые получат развитие и в 2024 году, являются:
- эмоциональность, во многом определяющая желание покупателей посещать торговые точки офлайн
- экологичность, которую потребителям важно видеть не только в составе продукта, но и в его оформлении
- геймификация, как один из дополнительных способов взаимодействия с товаром перед покупкой
- омниканальность, создающая бесшовный покупательский опыт
- креатив, выделяющий товар среди огромного многообразия продуктов в каждой категории
Почему в стратегию продвижения товара необходимо включать услуги мерчандайзинга? Работа мерчандайзера в торговой точке дает дополнительные возможности по:
- оперативному заполнению полки и расширению представленности товара
- контролю товарного запаса и сроков годности
- снижению OOS
- увеличению ассортимента продукции в торговой сети
- росту количества договоренностей о ДМП
Но какую все-таки стоит выбрать механику для достижения максимального результата - эксклюзив или совмещенку? Здесь следует учитывать главное различие между стратегиями: в эксклюзивном мерчандайзинге все инструменты подбираются и “калибруются” индивидуально под бренд (SFA, KPI, АП и т.д.), в совмещенном мерчандайзинге предлагаются уже готовые решения, из-за чего стоимость услуги оказывается ниже. Ключевая рекомендация для производителей - комбинирование эксклюзива и совмещенки.
В вопросе оценки эффективности мерчандайзинга Елена порекомендовала применять комплексный подход, включающий аналитику BigData, данных SFA-системы и классического мерчандайзинга. При этом следует учитывать показатели сбыта, внутреннюю и внешнюю информацию, количественные показатели. А в качестве основных показателей эффективности брать: долю полки, планограмму, OOS, процент покрытия АП.


