Лососевая икра в рознице непрерывно дорожала с начала 2020 года, о чем свидетельствует данные Росстата. Однако это не уменьшило спрос на «красное золото». Как показали исследования компании «Градус» в торговых сетях последние два года продажи икры росли, как в ценовом, так и натуральном выражении, во многом произошло это за счет того, что внимание потребителя переключилось с привычных популярных икорных брендов производителей на собственные торговые марки (СТМ) сетей.
Динамика розничных продаж красной (лососёвой) икры в январе-сентябре 2022 года в торговых сетях, несмотря на все внешние потрясения для экономики России и санкции, была достаточно сильной в годовом выражении. Продажи красной икры за январь-сентябрь текущего года выросли на 16% в денежном выражении. В натуральном выражении (единицах продаж) объёмы продаж красной икры выросли на 13%. Средняя цена красной икры выросла за 9 месяцев 2022 года на 3% в годовом выражении и составила 398,34 руб. за штуку.
Эксперты РА «ГРАДУС» провели мониторинг и сравнили продажи красной икры по системе Gradus Retail Index на основе ОФД данных нескольких федеральных сетей за первые три квартала 2021 и 2022 год к году и выявили интересные закономерности.
Максимальный рост цен на красную икру в годовом выражении пришёлся на февраль 2022 года (рост на 18%) и в целом на первый квартал текущего года, в первые месяцы второго квартала цены немного притормозили рост, но в июне снова начали расти, повысившись год-к-году на 15%. Зато в августе и сентябре цены начали снижаться. Причины снижения цен связаны с сезонным фактором и покупательной способностью населения.
Доля СТМ в общем объёме продаж красной икры в натуральных единицах за 9 месяцев 2022 года весьма сильно выросла - на 3,02 процентных пункта, с 2,12% до 5,14% объёма продаж. В денежном выражении доля СТМ на рынке увеличилась за 9 месяцев 2022 года выросла на 3,91 процентного пункта с 3,25 до 7,15%. Несмотря на потерю доли рынка по итогам января-сентября 2022 года, брендовая икра по-прежнему продолжала удерживать бесспорное лидерство по продажам, и в натуральных единицах к концу сентября 2022 года её доля рынка составила 94,86%, в денежном выражении – 92,85%.
В среднем объёмы продаж лососёвой икры от известных производителей (брендовая икра) за январь-сентябрь 2022 года увеличились на 11% год-к-году в денежном выражении. Одновременно продажи красной икры собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей увеличились в денежном выражении год-к-году очень высокими темпами, на 158%. В натуральном выражении продажи брендовой икры за 9 месяцев 2022 года выросли на 9% год-к-году. А продажи икры собственных торговых марок розничных сетей за тот же временной период увеличились год-к-году на 173%.
Продажи красной икры в натуральном выражении в ежемесячном разрезе на протяжении всего рассматриваемого периода (январь-сентябрь 2022 года) показывали резкие колебания год-к-году. После роста в январе в годовом выражении на 17% с февраля по апрель продажи непрерывно падали в годовом исчислении, максимальный спад пришёлся на март (-20% год-к-году). В мае рынок пытался восстановиться, в годовом выражении объём продаж вырос на 19%, но в июне снова произошёл небольшой спад продаж (на 3% к июню 2021 года). Зато с июля по сентябрь 2022 года продажи весьма внушительно росли, в августе рост продаж красной икры составил даже 80% к аналогичному месяцу. В рублёвом выражении динамика продаж оказалась более стабильной, небольшой спад продаж пришёлся только на март и апрель (-9% и -3%, соответственно). Безусловно, такой неровной динамикой продаж рынок красной икры в январе-сентябре 2022 года «обязан» динамике продаж брендовой икры. А вот динамика продаж икры собственных торговых марок розничных сетей в натуральных единицах была намного более стабильной. Спада продаж в годовом выражении в этом сегменте не наблюдалось на протяжении всего рассматриваемого периода с января по сентябрь 2022 года, только в феврале 2022 года темпы роста продаж икры СТМ замедлились в годовом выражении и составили год-к-году всего 76%, в то время как в остальные месяцы 2022 года продажи СТМ превышали объёмы продаж в аналогичные месяцы 2021 года в несколько раз (например, в январе и сентябре рост продаж СТМ в годовом выражении составлял, соответственно, 323% и 383%).
Такая динамика продаж СТМ связана как с сезонными факторами и с увеличением количества новых товарных позиций (SKU), так и с динамикой розничных цен на красную икру. Если за 9 месяцев 2022 года цена на брендовую икру лососёвых рыб выросла в среднем на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, то цена на СТМ, наоборот, за тот же период упала в годовом выражении на 6%.
Согласно нашим прогнозам, по итогам всего 2022 года продажи красной икры по-прежнему будут показывать растущую динамику двузначными цифрами.