Каждую неделю как специализированные, так и общественных СМИ выдают порцию новостей об уходе очередного алкогольного бренда, сокращение продаж сегмента, активно обсуждается, что в обозримом будущем на полках не останется аутентичного виски и рома, а искушенный потребитель, привыкшей к разнообразию на полке, останется ни с чем. Участники рынка приводят цифры, согласно которым в первой половине года импорт крепких алкогольных напитков в Россию сократились на 34,4% до 32, 65 млн ДАЛ год к году. Согласно данным из открытых источников, импорт виски снизился на 48,4%, ввоз коньяка и бренди сократился на 11,3%.

Однако на этом фоне статистика продаж в сегменте элитного алкоголя выглядит оптимистично. На фоне неоднозначной ситуации продажи в сегменте выросли на 30% по сравнению с прошлым периодом, что можно объяснить сразу несколькими факторами, среди которых и стресс, стимулирующий потребление в сложный период времени, и желание приобрести элитные напитки впрок по старым ценам. При этом эксперты отмечают тенденцию парадоксальный «премиузации» потребления в сегменте крепких алкогольных напитков на фоне ярко выраженного стремления к экономии и падению продаж в бюджетном сегменте. Опираясь на реальные данные истории продаж среза категории, рассмотрим, что же на само деле происходит в сегменте, и есть ли те, кто от этого только выигрывает?  

 

Агентство «Градус» в рамках нового проекта GRADUS Retail Index представляет исследования рынка элитного крепкого алкоголя. Эксперты компании сделали срез по основным товарным категориям и проанализировали, как именно изменилась ситуация в этом сегменте рынка за последний год. В исследованиях рассматривали продажи 5 категорий крепкого алкоголя, куда вошли коньяк, премиальная водка, стоимостью от 459 рублей за единицу товара, виски, ром и джин. Мы сравнивали период с февраля по июнь 2021 и аналогичный период в 2022 году. В основе интегрированные ОФД данные, обогащенные полевыми исследованиями в торговых сетях.  

 

Спрос на алкоголь в России по-прежнему остаётся высоким, несмотря на снижение реальных доходов населения и краткосрочное обесценение рубля весной 2022 года. По данным Росалкогольрегулирования, в 1 полугодии 2022 года производство алкоголя в России выросло на 9% в годовом выражении до 83,8 млн ДАЛ. Спрос на отечественный алкоголь достаточно сильно вырос в 1 полугодии 2022 года к аналогичному периоду 2021 года по причине сокращения продаж импортного алкоголя в связи с уходом ряда иностранных брендов и санкциями стран Запада. Из-за санкций импорт крепких напитков в России в 1 полугодии 2022 года упал на 35% к аналогичному периоду прошлого года. Кроме сокращения импорта, в текущем году из России ушли такие крупные мировые производители крепкого алкоголя как Diageo, Brown Forman, Maxxium Russia, ряд других известных торговых марок. В отсутствие мировых брендов крепкого алкоголя их ниша очень быстро начала заполняться отечественной продукцией, прежде всего, водкой премиального сегмента.

 

Потребительские предпочтения не изменились. Самым популярным крепким алкогольным напитком в верхнем ценовом сегменте остается коньяк, водка только на третьем месте после виски.

При этом можно отметить, что продажи крепкого алкоголя очень сильно зависимы от динамики средней розничной цены. Так в феврале-июле 2022 года максимальный рост в годовом исчислении показали продажи джина, выраженные в ДАЛ, рост на 50% год-к-году. А в единицах проданных бутылок (в штуках) продажи джина выросли на 55% в годовом выражении до 14,3 млн шт. Причиной такого роста продаж джина стало снижение цен на этот напиток на 1,1% в годовом выражении. В основном увеличилась доля российских производителей с 50,52 до 56,02%, а доля основного конкурента, Великобритании, на этом сегменте сократилась с 37,8% до 28,51%.

Продажи премиальной водки выросли в феврале-июле 2022 года на 25% год-к-году на 2,74 млн ДАЛ и на 27% до 46,7 млн шт. Водка премиального ценового сегмента в указанном периоде выросла в цене всего на 2,6%, значительно отстав по динамике цен от инфляции, что и стало важной причиной роста объёмов продаж. В сегменте премиальной водки российская водка занимает максимальную долю, превышающую 80% (исходя из объёмов продаж в натуральном выражении).

Вне зависимости от цены, продажи в 2022 году выше, чем в 2021. В 2021 году прослеживалась сезональность продаж (всплески в марте и мае), а в 2022 году объемы потребления стали более равномерными. В феврале 2022 объем потребления был выше на 46%, чем в феврале 2021. К апрелю объём потребления постепенно снизился, но всё ещё заметно был выше уровня прошлого года. В июне показатели 2022 года максимально приблизились к объемам 2021.

 

Что касается цен: самая низкая цена наблюдалась в феврале, в сравнении с аналогичным периодом 2021 она на 5% меньше, но в марте произошло повышение на 9%, это на 6% выше цен марта 2021. Больше всего цена на водку повысилась в июне +7%.

Доля продаж водки российских производителей на внутреннем рынке увеличилась в феврале-июле 2022 года к аналогичному периоду 2021 года с 86,23% до 89,03%. Ещё в прошлом году основным конкурентом российской премиальной водки, хотя с огромной разницей в доле рынка, была водка из Финляндии. Но в феврале-июле 2022 года из-за санкций Евросоюза и роста цен на водку из Финляндии на 19% в годовом выражении продажи финской водки в России упали на 20% в натуральных единицах, а доля водки из Финляндии на российском рынке сократилась с 4,47% в феврале-июле 2021 года до 2,84% в феврале-июле текущего года. Водка из Швеции стала менее популярна, объемы продаж уменьшились на треть, сказались санкции и увеличение цены в среднем на 21%. Освобождающуюся нишу импортной продукции, кроме российских производителей, замещают также и производители из Беларуси, так как доля водки из Беларуси в указанном периоде 2022 года выросла с 1,4 до 1,65%.

 

Аналогичную тенденцию можно наблюдать в сегменте коньяка и бренди. В среднем цены на коньяк и бренди выросли в феврале-июле 2022 года на 5,1% в годовом выражении, и небольшой рост цен, который отставал от инфляции, способствовал росту объёмов продаж этих напитков на 28,5% год-к-году. За счёт снижения продаж импортной продукции из Франции и Армении по причине не только санкций, но и обесценения рубля весной, которое привело к подорожанию импортных товаров, российские производители в указанном периоде смогли нарастить долю рынка с 52% годом ранее до 55,57%. Одновременно доля коньяка и бренди из Грузии выросла в указанном периоде с 7,5 до 8,5%. По данным исследований, по-прежнему самым популярным крепким премиальным алкогольным напитком в российских сетях остается коньяк. Продажи в сегменте составляют 45% и 47%.

 

На сегментах рома и виски российские производители занимают достаточно скромные доли: на рынке рома их доля в феврале-июле 2022 года составляла всего 4%, а на рынке виски 27%. Однако можно отметить, что на рынке рома российские производители не смогли нарастить долю и даже её сократили год-к-году, несмотря на уход с рынка западных конкурентов, из-за роста цены на 48% в годовом выражении. А вот на рынке виски российские производители увеличили продажи в ДАЛ на 77% год-к-году, что было связано как с уходом некоторых западных компаний из России, так и с повышением цен на оставшиеся импортные бренды, прежде всего, на шотландский виски.

 

Эксперты агентства «Градус» ожидают, что во втором полугодии рост спроса на крепкий алкоголь будет продолжаться. Снижение цен отечественными производителями может привести к двузначному росту объёма продаж крепкого алкоголя, и в пользу этого говорят амбициозные планы российских производителей по увеличению объёмов продаж джина и виски, а также премиальной водки.