Цены на кофе растут как на дрожжах, за последние 5 лет ароматные зернышки на мировых рынках подорожали аж в 4 раза! Золото нервно тускнеет в сторонке — оно поднялось за это время лишь в 2,5 раза. Доллар вообще позеленел со стыда — у него за пятилетку прирост не набрал и 50%. И даже небольшой отскок цен в феврале не должен никого обнадеживать: кофе, предсказывают эксперты, и дальше будет дорожать. Что ж это за феномен такой, откуда такая прыть?
Комсомольская правда: Кофе дорожает быстрее золота: В чем причины и когда остановится рост цен
ЦЕНОВАЯ ЛИХОРАДКА
Стабильный рост цен на кофе принято объяснять природными катаклизмами, в первую очередь, во Вьетнаме и в Бразилии — основных странах-производителях. Вот и в минувшем декабре, пишут мировые СМИ, сбор урожая во Вьетнаме задержался из-за дождей, а в Бразилии, наоборот, жалуются на засуху.
Однако кофейная ценовая лихорадка началась еще раньше.
- В 2022 году из-за аномальных холодов в Бразилии замерзли молодые деревья, которые должны были прийти на смену старым и дать урожай, - рассказал «Комсомолке» основатель екатеринбургской сети вендинговых кофеен «Кофе с собой» Михаил Галямов. - Нехватка арабики привела к повышенному спросу на робусту. Цены взлетели на оба сорта, причем робуста сравнялась с традиционно более дорогой арабикой.
Кроме того, продолжает эксперт, на кофейные регионы Бразилии обрушились пожары и ливни.
- На фоне повышенного спроса поставщики разрывали контракты, так как им дешевле заплатить штрафы и продать зерно дороже, чем в контракте, - рассказал Галямов.
Неспокойно было и на другом конце планеты.
- Часть вьетнамских фермеров, - продолжил эксперт, - переквалифицировалась на выращивание экзотического фрукта дуриана - возделывать его стало выгоднее, чем кофе. Спрос на кофе в мире рос, а предложений из Вьетнама стало меньше.
Природные катаклизмы случались и раньше, но кофейный мир переживал их не так бурно. Однако несколько лет назад биржевые спекулянты и другие участники рынка решили активнее использовать мировые СМИ в своих целях: когда надо продать, разогревали рынок, вбрасывая информацию о якобы бедственном положении на кофейных плантациях и грядущем подорожании, когда надо купить — успокаивали общественность или просто молчали, тогда цены опускались. Иногда вбрасываются даже откровенные фейки.
Основной курс такой игры — на повышение. На этом фоне некоторые производители, не будь дураками, специально придерживают запасы в ожидании роста цен, что еще больше усиливает дефицит.
Простой крестьянин с кофейной плантации тоже не стоит в стороне. Он видит в новостях, как дорожает его продукт, и хочет получить больше. И его возрастающие запросы тоже подталкивают цены вверх – так, что, покупая чашечку кофе или пакет зерен в магазине, мы платим всей цепочке создателей ароматного напитка.
ПОТОЛОК ЕЩЕ НЕ ПРОБИТ
Все это так. Но организованное кофейное сообщество сколько угодно могло бы толкать цены вверх, и ничего бы у них не вышло, если бы покупатель, например, в России, не был готов выложить 180 рублей за чашечку капучино. А, уже 200? Не вопрос, нате 200.
- Сейчас цены на кофе как бы нащупывают новую реальность, - рассказал «КП» гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. - Во-первых, на этот процесс влияет глобальная инфляция: за последние 20 лет покупательная способность доллара упала более чем на 80%. А цены долгие годы стояли на месте - в 2015-2017 годах стоимость кофе на биржах была даже ниже себестоимости производства во многих странах - это делало его выращивание невыгодным. А во-вторых, кофе становится все более популярным напитком. Мир охватил кофейный бум. Локомотивом стала Юго-Восточная Азия. Спрос колоссальный. Индустрия не успевает его удовлетворять.
Разворот региона в сторону кофе вполне объясним.
- В Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах наблюдается мощный экономический рост, - говорит Чантурия. - Доходы населения увеличиваются, и как только люди переходят из бедности в категорию среднего класса, в их рационе появляются продукты не просто более дорогие и качественные, но и ассоциирующиеся с более высоким социальным статусом. И кофе попадает в эту категорию.
Этот процесс, по мнению эксперта, и внес основной вклад в повышение мировых цен.
- Закупщики из Юго-Восточной Азии проявляют активность, но Европа, США и Латинская Америка, где кофе является традиционным напитком, не собираются уступать привычный продукт, - говорит Чантурия. - В результате на аукционах разгорается борьба, которая еще больше раскручивает цену. Сложно сказать, когда эта гонка прекратится. Наверное, когда люди посчитают цену на кофе слишком высокой и перестанут его покупать.
КРЕПКИЙ РУБЛЬ НАМ В ПОМОЩЬ
По данным ассоциации «Росчайкофе», на долю России приходится примерно 5% мировых продаж кофе.
- Потребление кофе у нас растет, и в 2017-2018 годах опередило потребление чая, - говорит Рамаз Чантурия. - Сейчас именно кофе является главным горячим напитком в стране.
По данным GRI, кофе занимает свыше 63% сегмента горячих напитков.
Однако в прошлом году из-за высоких цен спрос на него перестал расти. Но это в целом. А если в частности, то в подходе к кофе россияне исходят из принципа «красиво жить не запретишь».
- В 2024 году одним из лидеров продаж стал молотый и зерновой кофе премиального сегмента, за год увеличив свои показатели в 3,5 раза, - рассказал «КП» Владимир Васюткин, директор по развитию компании GRADUS, которая отслеживает динамику цен на ключевые товары (индекс GRI). - В значительной степени рост произошел благодаря онлайн продажам — за последние два года они выросли в 3 раза.
Что принесет 2025 год, эксперты пока не определились. Например, по прогнозам Рамаза Чантурия, если цены будут повышаться, то рост продаж в России прекратится. Так что главный вопрос - цены.
- В ближайшие 5 лет сырье будет дорожать до 10% в год в зависимости от валютных курсов, транспортных услуг, погодных условий, а также баланса спроса и предложения, - сказал «КП» доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев. - А спрос будет - кофе из модного напитка превратился в продукт повседневного спроса.
В индексе GRI прогнозируют еще больший рост цен - на 15-20%.
Однако есть и более оптимистичный сценарий.
- Кофе на мировых рынках дорожает, но, с другой стороны, мы видим укрепление российской валюты – этот фактор работает, наоборот, на снижение цены в рублях, - пояснил Рамаз Чантурия. - Мне кажется, эти векторы уравновесят друг друга, и в 2025 году цена сильно меняться не будет. А если доллар упадет ниже 80 рублей, возможно даже снижение рублевой цены.
Вообще, мировые кофейные катаклизмы в России отзываются в смягченном варианте. Все потому, что практически все этапы производства локализованы, а для импорта зерна созданы все условия.
- У России нулевая пошлина на ввоз сырых кофейных зерен, кроме того, страна пригласила иностранные компании инвестировать в отечественную кофейную индустрию, - рассказал Чантурия. - Можно завезти сколько угодно сырья и перерабатывать внутри страны.
Еще 20 лет назад начали создаваться собственные обжарочные производства и требующие более крупных инвестиций (от 100 млн долларов) мощные производства по выпуску растворимого кофе.
- В результате весь массовый рынок кофе – жареный, молотый, растворимый – все что мы видим на полках, - это произведено на территории России из зеленого кофе, который мы завозим без пошлины, - подчеркнул Чантурия.
Если бы эти процессы остались за рубежом, цены на кофе у нас были бы еще выше.
А как же санкции? Оказывается, никак.
- Санкции не затронули кофейный бизнес – кофе растет в тех странах, у которых с нами не возникло геополитических сложностей, - говорит Чантурия. - Что касается логистики, то это решаемые вопросы. На цену они влияют, но не критически.
ПРОСТО МЫ УМЕЕМ ЖАРИТЬ
Одна из главных причин массовой популярности кофе в России — это высокое качество обжарки, едва ли не самый важный этап производства кофе в зернах и молотого. Это только кажется, что бросил зеленые зерна на сковородку — и вот они уже коричневые, следующая остановка — кофемолка.
- Практически более 80% того, что мы видим в магазинах – это продукция российской обжарки, - говорит Чантурия. - Мы научились очень качественно это делать. Российские обжарщики не раз занимали призовые места на мировых профессиональных чемпионатах.
Обжарочное производство - недорогое с точки зрения инвестиций, но это достаточно сложный и ответственный процесс.
- Надо знать, какое зерно как жарить, - говорит Чантурия. - В процессе обжарки в нем происходят биохимические процессы, которые и придают напитку характерный вкус и аромат. И профиль обжарки (такой профессиональный термин) – с какой температуры начать, до какой увеличить, сколько выдерживать при той или иной температуре – это целое искусство. Одно и то же зерно можно по-разному приготовить. Можно сделать темную обжарку и получить более ярко выраженный вкус, но аромат будет слабее. А можно сделать светлую, тогда кофе будет мягче, с кислинкой и более ароматным.
ЗАКОНОДАТЕЛИ КОФЕЙНОЙ МОДЫ
А еще Россия становится мировым законодателем кофейной моды. Например, именно у нас изобрели раф – в порцию эспрессо добавляются нагретые паром сливки с небольшим количеством пены.
- Раф стал моден во всем мире, его пьют с различными сиропами и добавками - от лаванды и тыквы до сырной пенки, - рассказала «Комсомолке» директор Института экономики и финансов ГУУ Галина Сорокина.
Тягу к экспериментам не остановить. В былые времена гурманы любили цедить кофе с коньяком, а ребята попроще, например, пираты, глушили кружками кофе с ромом. Сейчас в тренде раф с висковым сиропом.
Но не рафом единым.
- Среди тех, кто ведет здоровый образ жизни и исключает из рациона лактозу, достаточно распространен кофе на альтернативном молоке, а также бамбл-кофе с разбавлением эспрессо не молоком, а соками, - продолжает Сорокина. - Наиболее популярны апельсиновый и вишневый. Пользуется спросом и крепкий кофе с молоком, именуемый флэт уайт.
И это далеко не полный перечень кофейного разнообразия.
- За последние два года альтернативные методы заваривания кофе, кофе на растительном молоке (овсяном, кокосовом, миндальном), холодный кофе, кофе в дрип-пакетах, капсулах, а также лавандовый и банановый раф стали очень популярны, а еще и тыквенный – на любителя, - говорит Михаил Галямов. - Стали популярны и местные обжарщики. Почти в каждом городе-миллионнике есть свой обжарщик, а где-то и не один. Это позволяет не раздувать цены и держать высокую планку качества.